Новости по теме

Интервью гендиректора холдинга «Вертолёты России» Александра Михеева для журнала Helicopter Magazine Europe

С 2007 года российская вертолётная отрасль перешла на структурно новый уровень: разрозненные предприятия были объединены в холдинг «Вертолеты России», включенный в состав Госкорпорации Ростех. О том, каким образом это сказалось на производстве винтокрылых машин, как холдинг позиционирует себя на мировом рынке, и налаживает сотрудничество с иностранными производителями, рассказал генеральный директор «Вертолетов России» Александр Михеев.

— Когда и почему были созданы «Вертолеты России» как интегрированный промышленный холдинг?

Холдинг «Вертолеты России» образован в 2007 году с целью консолидации всех российских вертолетостроительных предприятий, конструкторских бюро, а также ряда предприятий-производителей основных комплектующих вертолетной техники. Ранее, во времена СССР, все вертолетостроительные предприятия страны работали как единый механизм, но в 1990-е годы эта система распалась. Создание вертолетостроительного холдинга позволило выстроить потерянные связи между предприятиями, устранить излишнюю внутреннюю конкуренцию и оптимизировать цикл разработки, производства и обслуживания вертолетов. После консолидации вертолетостроительной отрасли была проведена большая работа по формированию эффективной системы гарантийного и послепродажного обслуживания российской вертолетной техники в России и за рубежом. Сегодня в состав холдинга входят конструкторские бюро, вертолетные заводы, большинство российских авиационных ремонтных заводов, специализирующихся на вертолетной тематике, а также специализированные организации, ответственные за послепродажное обслуживание эксплуатирующихся вертолетов.

— Сколько типов вертолетов сегодня в производстве, как гражданского, так и военного назначения? Расскажите подробно, пожалуйста.

Модельный ряд холдинга «Вертолеты России» представлен практически во всех сегментах вертолетного рынка.

Созданные в последние годы легкие вертолеты «Ансат» и Ка-226Т, за счет заложенных в них конструктивных особенностей, могут применяться для решения самого широкого спектра задач. Несмотря на то, что данные типы вертолетной техники только вышли на мировой и российский рынок, проведенные в последние годы маркетинговые мероприятия по их продвижению, дали ощутимый результат. Мы уже видим интерес к «Ансатам» и Ка-226Т как со стороны российских эксплуатантов, так и со стороны иностранных заказчиков. В 2015-2016 годах начнутся серийные поставки этих вертолетов заказчикам. Контракты уже подписаны, несмотря на то что вертолеты были сертифицированы в начале 2015 года.

На рынке средних вертолетов холдинг представлен легендарной «восьмеркой», то есть вертолетами, созданными на базе Ми-8 и многоцелевым вертолетом Ка-32А11ВС.

Если говорить о вертолетах типа Ми-8, то, в принципе, можно ограничиться двумя фактами. Первое – в мире эксплуатируется около 5,5 тысяч вертолетов данного типа, и второе – они используются более чем в 100 странах мира. Одним словом, он является самым массовым двухдвигательным вертолетом в мире.

Но хотелось бы сказать несколько подробней… Созданный в начале 60-х годов прошлого века гениями советского вертолетостроения Ми-8, до настоящих дней полностью не исчерпал свой потенциал. Естественно производимые в настоящее время вертолеты Ми-8АМТШ, Ми-8МТВ-5-1 и их экспортные варианты Ми-171Ш и Ми-17В-5 — это совсем другие машины в сравнении с вертолетами 60-х – 70-х годов. На них устанавливается самая современная авионика, системы навигации и связи, они способны летать в любое время суток и при любой погоде, на них устанавливаются автопилоты и пр. Однако они все также неприхотливы в эксплуатации, просты в применении, что исторически является их основным конкурентным преимуществом.

Читайте также  StandardAero поглотила ирландскую TRS Ireland

Еще одним уникальным «средним» вертолетом является Ка-32А11ВС. За счет применения соосной схемы несущего винта этот вертолет является незаменимым для городских условий и выполнения специальных задач. Он эффективно используется в медико-эвакуационных целях, для тушения пожаров в высотных зданиях и др. В настоящее время вертолет Ка-32А11BC успешно эксплуатируется в СНГ, Испании, Швейцарии, Канаде, Южной Корее, Китае и Бразилии.

В классе тяжелых вертолетов холдинг представлен вертолетом Ми-26. Этому вертолету принадлежит уже 14 мировых рекордов, среди которых рекорд по грузоподъемности. В настоящее время на базе вертолета Ми-26 разработан и с 2015 года начаты серийные поставки вертолета Ми-26Т2, который воплотил в себе все лучшее, что было у вертолета Ми-26, добавив к этому самый современный бортовой радиолокационный комплекс, системы связи и навигации и новую авионику.

В военном сегменте «Вертолеты России» представлены вертолетами типа Ми-28, Ка-52, Ми-35М, Ка-31. Каждый из указанных вертолетов имеет свое целевое назначение и полностью конкурентоспособен на мировом рынке, что подтверждено подписанными в течение последних лет контрактами на поставку данных типов вертолетной техники в различные страны и регионы мира. Здесь необходимо отметить, что холдинг «Вертолеты России» по итогам 2014 года занимает около 35 % мирового рынка боевых вертолетов. По нашему мнению данный факт говорит о многом.

Единственный сегмент, где «Вертолеты России» в настоящее время не представлены, – это класс сверхлегких вертолетов. Но в обозримой перспективе «Вертолеты России» намерены решить этот вопрос и вывести на рынок вертолет данного класса.

Кроме того, необходимо отметить, что по результатам проведенного анализа мирового рынка вертолетов холдингом определены основные направления дальнейшего развития модельного ряда, и в ближайшие три года мы планируем начать серийное производство и поставки вертолетов Ка-62, Ми-171А2 и Ми-38, которые имеют необходимый экспортный потенциал.

— Расскажите, какие заводы входят в состав холдинга и где они расположены?

Предприятия, входящие в состав холдинга «Вертолеты России», расположены на всей территории Российской Федерации, от восточных до западных границ. На востоке это арсеньевский «Прогресс», расположенный рядом с Владивостоком. На западе это калининградский 150 авиационный ремонтный завод.

Сегодня в состав холдинга «Вертолеты России» входят заводы, которые занимаются серийным производством вертолетов: Улан-Удэнский авиационный завод (г. Улан-Удэ), Казанский вертолетный завод (г. Казань), «Роствертол» (г. Ростов-на-Дону), Кумертауское авиационное производственное предприятие (г. Кумертау), Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина (г. Арсеньев). Помимо этого, в составе холдинг имеет два предприятия по производству комплектующих: «Редуктор-ПМ» (г. Пермь) и Ступинское машиностроительное производственное предприятие (г. Ступино). Помимо этих заводов, которые выпускают серийные модели вертолетов разработки входящих в холдинг конструкторских бюро Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля и «Камов», холдинг «Вертолеты России» имеет в своем составе сервисные предприятия, которые обслуживают отечественную вертолетную технику. Это Новосибирский авиаремонтный завод (г. Новосибирск), авиаремонтные заводы №12 (г. Хабаровск), №356 (г. Энгельс), №419 (г. Санкт-Петербург), №810 (г. Чита), №150 (Калининградская область) и 99 Завод Авиационного Технологического Оборудования (Московская область).

Читайте также  Служба доставки UPS будет использовать БЛА для доставки почты

— Сколько машин производства «Вертолетов России» используются в настоящее время во всем мире, и какова доля экспорта компании от общего количества произведенных вертолетов?

В настоящее время в мире эксплуатируется более 8,5 тысяч вертолетов российского производства. И этот показатель в течение последних лет показывает положительную динамику, так как объемы поставок превышают объемы выхода техники из эксплуатации, в том числе за счет повышения качества сервисных услуг.

Относительно объемов экспорта можно сказать, что в течение последних 3-5 лет распределение поставок Россия/экспорт, в среднем, составляет 50 / 50 процентов. Холдинг планирует сохранить это соотношение, так как для нас оно является оптимальным с точки зрения минимизации рисков и сбалансированности бюджета.

— Сколько стран сейчас используют вертолеты Вашей компании?

Вертолеты российского (советского) производства в настоящее время эксплуатируются более чем в 100 государствах мира. Самый большой парк техники, естественно, используется на территории Российской Федерации. Большое количество российских вертолетов эксплуатирующие в Индии и Китае, которые исторически являются нашими стратегическими партнерами. А если говорить в целом, то вертолеты холдинга используются практически во всех регионах мира и во всех существующих климатических зонах.

— Какой тип двигателей обычно ставится на Ваши вертолеты? Сколько российских производителей двигателей задействованы в производстве? Расскажите подробно, пожалуйста.

Основным нашим партнером в части оснащения вертолетной техники двигателями является российская Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК). ОДК поставляет в интересах холдинга двигатели типа ВК-2500, которые устанавливаются на вертолеты типа Ми-8, Ми-28, Ми-35, Ка-52, а также начинает поставки двигателей ТВ7-117 для вертолетов Ми-38 и др.

Также холдинг активно взаимодействует в части силовых установок с компаниями из Франции (Turbomeca), Канады (P&W) и др.

«Вертолеты России» никогда не отказываются от реализации совместных проектов с иностранными компаниями, независимо от их принадлежности. Мы всегда открыты к диалогу. И здесь необходимо отметить, что наши партнеры из стран ЕС, Канады и США имеют аналогичную позицию и также как и мы надеются на то, что политические решения не станут сдерживающим фактором для развития высокотехнологичных компаний.

— Какие партнерские отношения с другими производителями авиационных двигателей существуют на данный момент у компании?

Как сказано выше, «Вертолеты России» активно развивают партнерские отношения с компаниями-производителями двигателей из ЕС и других стран.

В качестве примера можно привести сотрудничество с компанией Turbomeca, входящей в группу Safran. На данный момент новый легкий вертолет Ка-226Т оснащается мощными и экономичными двигателями Turbomeca Arrius 2G1, а разрабатываемый многоцелевой Ка-62 будет комплектоваться двигателями Turbomeca Ardiden 3G.

Если говорить о долгосрочной стратегической перспективе, то необходимо отметить, что мы всегда открыты к взаимовыгодному сотрудничеству с надежными компаниями.

— Какие партнёрские связи есть с китайской промышленностью?

Китай всегда для нас являлся и является одним из основных стратегических партнеров. Достаточно сказать, что в Китае эксплуатируется более 300 вертолетов российского производства различных типов.

При этом необходимо отметить, что в последние годы формат сотрудничества с китайской стороной меняется. Мы переходим к реализации совместных инновационных проектов по созданию новой вертолетной техники.

Читайте также  Airbus Helicopters представит эффективные решения для санитарной авиации

Одним из таких направлений взаимодействия является подписание рамочного соглашения между холдингом «Вертолеты России» и Корпорацией авиационной промышленности Китая (AVIC) о сотрудничестве в области создания перспективного тяжелого вертолета.

Это долгосрочный проект с участием большого количества предприятий как с российской, так и с китайской стороны. И в настоящее время, еще на начальном этапе его реализации уже видно, что результатом этой работы станет глубокая интеграция российских и китайских авиационных предприятий, освоение ими новых компетенций, внедрение в производства самых перспективных и инновационных разработок и подходов.

Мы очень надеемся, что разработка и организация перспективного тяжелого вертолета станет лишь первым шагом в сотрудничестве холдинга «Вертолеты» России с китайскими партнерами и количество такого рода и масштаба проектов с каждым годом будет увеличиваться.

— С общих позиций, как бы Вы описали стратегию «Вертолётов России» на рынке, учитывая, что американские и европейские производители вертолетов демонстрируют весьма предприимчивый и инновационный подход?

Действительно стоит отдать должное компаниям из США и ЕС, которые вкладывают огромные средства в разработку новых технологий и создание новых продуктов. Однако в этом есть определенные риски. Современная западная вертолётная техника стала настолько сложной и высокотехнологичной, что её практически невозможно обслуживать и эксплуатировать в полевых условиях. Всё это создает для российской продукции определенные конкурентные преимущества, которыми мы обязательно должны воспользоваться.

А если вести разговор о стратегии холдинга «Вертолёты России» на среднесрочную перспективу, то можно определить три основных вектора развития.

Первый – постоянное совершенствование существующего модельного ряда. Модернизационный потенциал практически всех типов российских вертолетов еще далеко не исчерпан. Нам есть куда развиваться, как в области бортового, радиолокационного, связного и иного оборудования, так и в области развития систем вооружения. Потенциал конструкторских бюро позволяет решать указанные задачи, и они будут решаться.

Второй – разработка и вывод на рынок новых образцов вертолётной техники. В ближайшие годы планируется начало производства и серийных вертолётов Ми-38, Ми-171А2, Ка-62, которые займут свое место как на российском, так и на мировом рынке. Необходимо решить вопросы с увеличением доли российских лёгких и сверхлёгких вертолётов. Идут работы по скоростному вертолёту.

Третий – это, конечно, сервис. Без современной системы сервисного обслуживания, способной оперативно решать задачи по поддержанию лётной годности всего мирового парка российских (советских) вертолётов говорить о перспективах развития холдинга нецелесообразно. И к основным задачам, стоящим перед холдингом, в настоящее время однозначно можно отнести формирование эффективной системы послепродажного обслуживания, удовлетворяющей требованиям всех наших заказчиков.

Источник: ОАО «Вертолёты России»